Ежегодный проект против травли в сети — День борьбы с кибербуллингом — стартовал 11 ноября. Информационная кампания проходит с 2019 года с целью привлечь внимание к проблемам, понять причины, последствия и пути решения.
В 2022 году авторы и эксперты проекта изучили пассивную агрессию как не открытую, но социально одобряемую форму кибербуллинга.
«За четыре года существования проекта „День борьбы с кибербуллингом“ мы изучили травлю с разных сторон — жертвы, свидетеля и агрессора. Сегодня мы обращаем внимание не только на необходимость борьбы с открытой травлей, но и на то, что зачастую служит ее причиной, при этом часто маскируется под доброжелательное общение — пассивную агрессию. Нам важен комфорт пользователей в сети. Поэтому продолжим рассказывать, как не стать жертвой кибербуллинга»
Александра Бабкина, автор проекта, директор социальных проектов VK.
Каждый четвертый был жертвой кибербуллинга
Совместно с командой исследований VK создатели проекта опросили 1 200 пользователей ВКонтакте и «Одноклассников» старше 18 лет из российских городов с населением более 100 000 человек, а также провели серию глубинных интервью с респондентами — жертвами, наблюдателями и агрессорами.
По полученным данным, 24% людей становились жертвами пассивной агрессии, 41% респондентов видел проявление пассивной агрессии по отношению к другим, а 7% признались, что сами проявляли пассивную агрессию.
Каждый пятый россиянин, наблюдавший пассивную агрессию в интернете ответил, что заступался за жертву. Если человек сталкивался с пассивной агрессией в интернете, то чаще всего блокировал обидчика — так ответили 42% пострадавших. Еще 28% респондентов отправляли жалобу модератору через специальную кнопку в соцсети.
Большинство респондентов распознает яркие причины проявления пассивной агрессии. Треть считает, что пассивный агрессор заставляет других людей чувствовать себя виноватыми, 28% респондентов уверены, что под видом заботы человек высказывает агрессивную критику. 26% добавили, что под вежливыми советами скрывается желание обесценить собеседника или показать, что последнее слово должно быть не за ним.
Опрос показал, что пассивная агрессия не связана с определенным полом. Больше половины опрошенных уверены, что так себя проявляют в равной степени и мужчины, и женщины. Похожие цифры можно увидеть в ответах на вопрос о жертвах пассивной агрессии. По мнению 68% респондентов, столкнуться с ней может любой человек.
«Пассивная агрессия — это провокационные действия в отношении оппонента. Их цель — вывести человека на негативные эмоции, например, через критику или неприятные комментарии»
Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог.
Несмотря на то, что пассивная агрессия не выражается открыто, в ее основе лежит обычная агрессия, то есть желание причинить другому боль, наказать, подчинить или унизить. Эксперты добавляют: в случае открытой агрессии — крика, удара, оскорбления и других вербальных проявлений — человек может понести наказание, а вот пассивный агрессор часто остается безнаказанным.
Вместе с экспертами — практикующими врачами-психиатрами, психотерапевтами и кризисными психологами Марией Зеленовой, Даниялом Ибрагимовым (консультативно-психологический центр «Элементарно»), Марией Афониной (программа «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик») — создатели проекта разработали практические советы и рекомендации, которые помогут пользователям справиться как с агрессией в своей адрес, так и ее последствиями.
Что делают в VK
День борьбы с кибербуллингом — проект VK. Ежегодно продукты и бренды компании запускают в этот день собственные социальные инициативы, чтобы поддержать тех, кто столкнулся с травлей и выступить против этого явления. В 2022 году почта Mail.ru разработала для пользователей тест «Токсично или экологично», который поможет определить пассивную агрессию и манипуляции, и вместе с психологом подготовила чек-лист, как защитить свои границы. ВКонтакте запустила режим «Личное пространство» — специальный набор настроек приватности, который позволяет оперативно оградить себя от нежелательных собеседников.
Одноклассники разместили на своем логотипе в тулбаре желтое сердце — символ дня борьбы с кибербуллингом. Кроме этого, в ОК пройдет эфир о пассивной агрессии в семье и том, как ее избежать. Также платформа VK. Голосовая система Маруся и другие проекты Mail.ru дали старт другим проектам на тему кибербуллинга.
В этом году проект поддержали более 50 российских брендов и компаний, среди них: Билайн, МТС, Lamoda, Kaspersky, Zigmund.Online, Ситидрайв, Альянс по защите детей в цифровой среде. Каждая из компаний и брендов 11 ноября запускает спецпроекты, посвященные теме борьбы с кибербуллингом. Пользователи также размещают посты в социальных сетях под хештегом #неткибербуллингу и ставят символ акции — желтое сердце — чтобы привлечь внимание к проблеме кибербуллинга и поддержать тех, кто столкнулся с онлайн-агрессией в сети.
Ранее +1Платформа рассказывала, что делать с детской интернет-зависимостью и о симптомах излишней привязанности к гаджетам.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии