Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — так называемые «пограничники» в мире образования. Им очень сложно встроиться в систему. Дело в том, что для этого синдрома характерно неравномерное созревание структур головного мозга. То есть, часть функций у ребенка развита вполне по возрасту, а иногда и лучше, чем у сверстников (например, он хорошо разговаривает, строит сложные логические связи, решает задачи), но часть навыков отстает.
Часто это проявляется как неусидчивость, рассеянность, плохой самоконтроль, чрезмерно бурная реакция на обычные раздражители.Медицинские показания
Причиной СДВГ чаще всего является гипоксия в материнской утробе или во время сложных родов, а также ряд заболеваний в детском возрасте. Это довольно распространенная проблема. Один-два таких ребенка есть практически в каждой группе детского сада и практически в каждом школьном классе.
Родители ведут ребенка с СДВГ к врачам, проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, получают заключения специалистов. Но СДВГ не лечат. Его только учитывают в работе. Этот диагноз — не основание для специальных мер: интеллект сохранный, коммуникативные способности развиты, кругозор хороший, навыки самообслуживания имеются — в общем, всё на уровне, а зачастую — даже на высоком.
И началась травля...
Дети с СДВГ нередко становятся регулярными посетителями кабинета директора, а на их родителей обрушивается шквал замечаний по поводу «плохо воспитанного ребенка» и «недостаточного родительского внимания». Родители детей, не страдающих подобным синдромом, нередко навешивают на детей с СДВГ ярлыки, а то и вовсе требуют «убрать такого ребенка» из коллектива.
Нередко сами дети начинают выделять ребенка с СДВГ. Даже в отношении самых обычных детей, не страдающих никакими заболеваниями, в школе может быть устроен буллинг. Эти истории нередко можно увидеть в сети. Причины могут быть разными — немодная одежда, неумение за себя постоять, дефекты внешности... А если у «жертвы» есть диагноз, если она раз за разом выдает бурную реакцию на простые действия — насмешки, подколы, издевки и другие проявления негативного внимания, — то ее преследователи с жаром включаются в школьную травлю, принимающую все больший и больший размах.
Учитель не всегда защитник
Важное место в борьбе с такой травлей играет содействие педагога — классного руководителя, заведующего по воспитательной работе, директора. Но сегодняшняя школа далека от советской, в системе которой было главенство педагога. Учитель пытался искать подход к совершенно различным детям, независимо от их особенностей. И этот подход почти всегда находил.
Сегодня, когда учителя с головой завалены работой и составлением различных отчетов желание у педагога быть Учителем с большой буквы и помочь сложному ребенку в классе возникает нечасто. Кому-то из детей, страдающих СДВГ, везёт, удается найти своего учителя с первой попытки. Но кому-то — нет. Классному руководителю, а заодно и всей школе гораздо проще «сбыть с рук» неудобного ребенка, чем помочь ему и проводить систематическую работу.
Хронический стресс
Неблагоприятный психологический климат, создающийся вокруг ребенка с СДВГ, которому можно просто помочь, влияет на всю семью в целом. Родители его подвергаются постоянному осуждению, с ужасом проверяют электронный дневник, нередко пестрящий замечаниями. Бывает и так, что ответственность за ситуацию, если очевидных виноватых нет, если педагог сам лично не наблюдал происходящее, а детские ответы полны противоречий, попросту возлагается на самого шумного и громкого ребенка — он был назначен виноватым уже много раз, очевидно, и в этот раз тоже виноват.
Дома ребенка, испытывающего непрерывный стресс во время учебного процесса, ждет новый виток — «разбор полетов». И сами родители «выгорают», находятся в зоне риска. А постоянное ощущение собственной вины только усугубляет положение вещей.
Страдает от этого и жизнь, и учеба. Можно ли жить и учиться в постоянном стрессе? Нет, нельзя. Можно ли быть постоянно внимательным, если у тебя отсутствуют, не созрели необходимые структуры в мозгу? Иногда можно, но чаще — нет. Порой ребенку просто нужно немного помочь, чаще фиксировать его внимание на том, чем он сейчас должен заниматься — во время учебного процесса, решения задачи и т.п.
Менять школу? Это стресс для ребенка — новый коллектив. Да и будет ли там лучше? Оставаться на второй год, чтобы ему было легче справляться с программой — тоже не вариант.
Что же делать?
Дети с СДВГ действительно становятся заложниками системы. Для медицины — ребенок совершенно нормальный, для школы — крайне неудобный. Как поступать в этой ситуации? Проект «Внимание: непоседы» севастопольской региональной общественной организации «Нас много» направлен на поддержку детей с СДВГ и их родителей, информирование родительской и педагогической общественности о грамотном подходе к этому диагнозу.
«Лучший выход в случае очень выраженных нарушений поведения и усвоения материала школьной программы — это домашнее обучение. Но если по каким-то причинам это невозможно, следует поменять ситуацию. Начать с разговора с учителем — объяснить ему, в чем смысл диагноза ребенка, какой подход к нему работает лучше всего, как можно помочь. Добивайтесь нормального отношения к своему ребенку. Будьте на его стороне. И не наказывайте. Вы же не будете кричать на ребенка, потому что он слепой, глухой или хромой? На ребенка с СДВГ кричать нельзя в принципе — это не только не работает, но еще и усугубляет проблему. Нужно уделить ему еще больше внимания»
руководитель севастопольского проекта «Внимание: непоседы», психолог Светлана Боровая.
Сейчас в проекте «Внимание: непоседы» проводится поэтапная работа со 120 детьми с подозрением на СДВГ. Участники проекта поэтапно проходят тестирование по специальной методике. 20 детей из проекта уже завершают сеансы на БОС-тренажерах (системы биологической обратной связи), по необходимости проводятся семейные консультации психолога. К занятиям приступили также воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом» — эти ребята тоже нуждаются в помощи в работе со своим диагнозом. К лету проект начнет групповые психокоррекционные занятия для детей с необходимыми к этому показаниями.
Узнать подробнее о проекте «Внимание: непоседы» можно в социальных сетях СРОО «Нас много» и партнера проекта СРОО «Севастопольские мамы», а также по хештегу #вниманиенепоседы.
Ранее +1 Платформа рассказывала, почему государство плохо заботится о детях с особенностями здоровья. На вопросы ответил депутат Госдумы Олег Смолин во время посещения хосписа «Дом радужного детства» в деревне Подгородка Омского района.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии